«Сарматский портрет» обслуживал идею об исключительном происхождении шляхты. Правда, в разных частях Речи Посполитой по-своему понимали идеал сармата. На Украине, к примеру, это были очень колоритные образы, употреблялись яркие цвета, было больше декоративных элементов — отчетливо давало знать о себе византийское прошлое этих земель с глубокими традициями иконописи. Наши, белорусско-литовские, портреты — это образы северной страны, более сдержанные.
Портрет — это способ сохранить образ человека навечно, чтобы даже после смерти он продолжал жить. Но это еще и средство самопрезентации. Магнаты в своих дворцах имели специальные залы: в одном были портреты королей, в другом — гетманов и т.д. Причем те же Радзивиллы, занимавшие самые высокие должности, этим демонстрировали: мол, предки у нас были славные, и мы не хуже, достойны их. А чтобы подчеркнуть свою влиятельность, в других залах помещали изображения представителей породненных с ними фамилий. После женитьбы впоследствии известной театральной деятельницы XVIII века Францишки Уршули Вишневецкой с одним из владельцев Несвижа в радзивилловском дворце появился зал Вишневецких. Картинные галереи в прошлом служили не только эстетическим, но и политическим целям.
Кандидат исторических наук Алексей Ходыко
Загадка «сарматского портрета»