«Сарматский портрет» обслуживал идею об исключительном происхождении шляхты. Правда, в разных частях Речи Посполитой по-своему понимали идеал сармата.  На Украине, к примеру, это были очень колоритные образы, употреблялись яркие цвета, было больше декоративных элементов — отчетливо давало знать о себе византийское прошлое этих земель с глубокими традициями иконописи. Наши, белорусско-литовские, портреты — это образы северной страны, более сдержанные.

Портрет — это способ сохранить образ человека навечно, чтобы даже после смерти он продолжал жить. Но это еще и средство самопрезентации. Магнаты в своих дворцах имели специальные залы: в одном были портреты королей, в другом — гетманов и т.д. Причем те же Радзивиллы, занимавшие самые высокие должности, этим демонстрировали: мол, предки у нас были славные, и мы не хуже, достойны их. А чтобы подчеркнуть свою влиятельность, в других залах помещали изображения представителей породненных с ними фамилий. После женитьбы впоследствии известной театральной деятельницы XVIII века Францишки Уршули Вишневецкой с одним из владельцев Несвижа в радзивилловском дворце появился зал Вишневецких. Картинные галереи в прошлом служили не только эстетическим, но и политическим целям.

Кандидат исторических наук Алексей Ходыко

Загадка «сарматского портрета»

   СБ    Беларусь Сегодня

http://www.sb.by/post/32170/

 

Портрет Антония Бельского, 1782 г.
Портрет Якуба Собесского(1580-1646). Первая половина XVII в.  Портрет Адама Сариуша Стоковского. Худ. Якуб Усажевский. Около 1783 г.
Портрет Станислава-Антония Щуки. 1709 г.  Портрет Винценты АлександраКорвина Гонсевского, польного гетмана Литовского. Середина XVII в.  Портрет Борейки, каштеляна Завихойского, около 1735 г.
Портрет гетманаМиколы Потоцкого.  Ежи Радзивилл,портрет конца XVI века. Портрет Яна Стоковского (1741-?) в мундире ордена Св. Станислава, 1787 г.
Подканцлер Великого княжества Литовского Стефан Пац  Леў Іванавіч Сапега(4.4.1557-7.7.1633)канцлер ВКЛ. Портрет Станислава Гераклиуша Любомирского. Вторая половина XVII в.